Крещение Господне

19 января 2018 года в 11:37:04

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие братья и сёстры!

Сегодня мы вспоминаем то евангельское событие, с которого началось земное служение Иисуса Христа. Но мало кто из нас задумывается о его парадоксальности. То, что мы называем крещением, уже существовало в ветхозаветные времена как очистительное омовение. Оно избавляло человека от последствий совершённого им греха.

В каком же очищении мог нуждаться Тот, Кто был неподвластен греху, Тот, Кто принёс в мир Царство Божие? Сам Иоанн Креститель удивлён приходом к нему Спасителя и говорит Иисусу: «…мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» То есть: это Ты должен омывать и очищать меня, а не я Тебя. Но Господь отвечает ему непонятными словами: «…оставь теперь, ибо так надлежит исполнить всякую правду» (Мф. 3:14­15). То есть: оставь теперь осознание своего недостоинства, ты должен исполнить волю Божию, как и Я со смирением исполняю волю Его, беря на Себя грехи мира.

Сам Господь не нуждался в том очистительном омовении, в котором нуждается грешный человек. До прихода в мир Спасителя омовения уже были явлением силы Божией. Вода служила физическим посредником, проводником для того человека, которого Бог хотел очистить от последствий совершённого им греха.

Евангелист Матфей отмечает, что Иисус крестился вместе со всем народом, значит, Он не отделяет Себя от людей, не противопоставляет им Себя. Он, безгрешный и не нуждавшийся в очищении грехов водным крещением, готов разделить с людьми последствия совершаемого нами зла.

Именно в момент Его крещения открывается небо, закрытое от людей со времён грехопадения. Открывается, когда Он в иорданских водах принимает на Себя последствия грехов не только множества людей, которые покаялись в тот день, но и грехов всего человечества.

Очистительное воздействие силы Божией теперь оказывалось качественно иным, оно преодолевало последствия любого совершённого человеком греха, если только тот раскаивался в содеянном, даже когда грех был совершён сознательно, – нечто невиданное прежде. Согласно ветхозаветному закону, очиститься можно было лишь от последствий греха, совершенного случайно, по слабости или по незнанию. Очищающую силу Царства, освобождающую мир от власти греха, и называет Иисус «исполнением всякой правды».

Очищение мира – первый шаг к его преображению. Без этого первого шага не будет и последующих: грех несовместим с Царством Божиим. Омовение мира, его освобождение от греха начинается с омовения Самого Спасителя, когда вода, которой Он омылся, стала рекой живой воды, открывающей миру Царство Божие.

Протоиерей Сергий ПОДДУБНЫЙ, настоятель Вознесенского храма.

Электростальская афиша

Партнеры

Архив