Когда математика – в радость!

25 июня 2019 года в 01:55:33

Возможно, кому-то сложно представить, как некоторые дети в жаркие летние дни с большим удовольствием идут вовсе не на водоём или футбольное поле, не во двор или к компьютеру, а… в свою же школу, да ещё и на урок математики! Не верите? А зря! 

Образовательный проект «Летняя математическая школа» собрал в средней школе № 15 самых талантливых учеников и педагогов. Сложные задачи, непонятные далёким от математики людям формулы, интересные логические рассуждения, взаимосвязь математики с иными науками – этим и многим другим в дни летних каникул с большим интересом занимаются 30 талантливых детей, чьё призвание математика.

Как всё начиналось

Идея летней математической школы принадлежит доктору педагогических наук Лидии Антоновой, которая совместно с ассоциацией педагогов «Учителя Подмосковья» разработала этот проект. Ещё будучи министром образования Московской области, Лидия Николаевна обсуждала вопросы, связанные с качеством преподавания точных наук, отмечая, что немало выпускников в последние годы выбирают технические вузы, а значит, необходимо проводить уроки с углублённым изучением таких предметов. В этом году проект «Летняя математическая школа» блестяще реализован в шести городах Подмосковья, работа идёт полным ходом.

Лучшие педагоги региона приезжают в Электросталь, где проходят мастер-классы и увлекательные занятия по математике и информатике. На уроки приходят ученики 7–10-х классов и... забывают о времени. Оно здесь летит быстро.

По мнению директора 15-й школы Елены Соколовой, совместное обсуждение логических задач, экономико-математические квесты, а в дополнение к этому, конечно же, увлечённость ребят, для которых математика – вовсе не скучная наука, а многогранная дисциплина, позволяющая найти нестандартное решение сложных задач, развить собственное мышление, – всё это помогает не только в учёбе, но и в обычной жизни. «Чем хороша такая школа? Талантливые дети получают новые знания и продолжают совершенствоваться в изучении любимого предмета, – добавляет Елена Соколова. – Не исключено, что в будущем, благодаря летним математическим школам, у нас появятся талантливые учёные, ведь интерес, любовь к предмету закладываются в детстве!»

Что такое геогебра?

Слово «геогебра» не вызывает недоуменных взглядов у учащихся: совмещение геометрии и алгебры даёт педагогу возможность объяснить самые сложные темы более доступно. Например, у большинства школьников возникают трудности в изучении одного из базовых математических понятий – функции, а это, в свою очередь, приводит к проблемам при вычислении пределов, производных, решении практических задач. Система компьютерной алгебры – геогебра (GeoGebra) – даёт возможность более подробно раскрыть эти и многие другие темы, выполнить цикл специальных упражнений, закрепить пройденный мате­-
риал.

Среди перспективных направлений в изучении геометрии – использование интерактива: программное обеспечение, к примеру, позволяет выполнить геометрические построения на компьютере таким образом, что при изменении одного из геометрических объектов чертежа остальные также изменяются, сохраняя заданные между ними соотношения.

Похожа на дирижабль

С директором Еленой Соколовой идём на одно из занятий. Ведёт его Юлия Николаевна Кашицына из Королёва – доцент кафедры общих математических и естественно-научных дисциплин и методики их преподавания Академии социального управления.

В классе обсуждают решение задачи, но это далеко не школьная программа (отличники давно с ней справились), а третий курс мехмата, где задания нетривиальны, что, конечно, намного интереснее.

Затем – вопрос на логику: почему математика похожа на дирижабль? (Дирижабль может взорваться, а взрыв в науке – это всегда открытие чего-либо нового).

«У нас нестандартные занятия, – рассказывает Юлия Кашицына. – Уроки не сводятся к обычному решению задач. Это работа в группах, направленная на развитие интеллекта».

Восьмиклассница Инга Метелёва – победительница четырёх олимпиад по математике, точные науки полюбила ещё в младших классах.

«Интересно решать задачи, особенно, если они нестандартны, если там несколько вариантов решения, – рассказывает Инга. – А вообще, математику люблю за то, что в ней всё подчиняется определённым правилам, всё можно просчитать логически. У нас многие сферы жизни связаны с математикой, без неё – никуда, поэтому её нужно знать».

Ещё один ученик летней математической школы, семиклассник Егор Мурванидзе, вспоминает, что несколько лет назад больше других любил уроки русского языка. Интерес к математике и информатике возник со временем, и это настолько увлекло, что Егор записался в летнюю математическую школу.

По словам Юлии Кашицыной, такие занятия позволяют уйти от теории к практике. «Когда занимаешься наукой, у тебя складывается идеальное представление о том, как всё должно быть. Практика даёт возможность детально разобраться в самых сложных задачах, и это интересно. Ребята уже это поняли. Кроме того, когда просто читаешь лекцию, ты не видишь ребёнка, а в ходе таких занятий становится ясно, как думают дети, что они в состоянии решить, а что нет», – считает педагог.

Задел на будущее

Безусловно, у тех, кто занимается в летней математической школе, проблем со сдачей единого госэкзамена не возникнет – ребята решают куда более сложные задачи. Тем не менее в один из учебных дней о том, как сдать ЕГЭ по математике успешно, рассказал ученикам и их родителям доцент кафедры общих математических и естественных дисциплин и методик их преподавания Академии социального управления Андрей Павлов (на снимке). Будучи экспертом ЕГЭ на протяжении многих лет, председателем предметной комиссии, он назвал типичные ошибки, которые допускают школьники, дал полезные рекомендации.

Андрей Николаевич добавил, что за последние годы значительно улучшились показатели итогового экзамена по математике. Причина в том, что большинство школ уделяет пристальное внимание непростому предмету.

Президент Ассоциации учителей и преподавателей математики Марина Васильева отметила, что необходимо развивать летние математические школы, ведь уже сейчас заметны прекрасные результаты занятий, и, что немаловажно, дети проявляют к ним большой интерес. Кроме того, создавая такие школы, мы закладываем прочный фундамент будущего отечественной науки.

Ольга МОСКАЛЕНКО.

Партнеры

Архив