В поисках «Ночной осы»

3 августа 2017 года в 05:00:40

Чавканье грязи и жужжание комариной стаи, которая преследует второй тенью, – такова музыка болота. Электростальские поисковики к ней привыкли – игнорируют мелочи и целеустремлённо ищут «ночную осу». По разным данным, «оса» – точнее, самолёт Р-5 – потерпела крушение в болотах Павловского Посада. Случилось это 75 лет назад...

Ночных бомбардировщиков немцы в Великую Отечественную называли «ночными ведьмами», – если это женский полк вроде того, которым руководила Марина Раскова, или «ночными осами». В Киржаче в сорок втором году базировался 618-й авиационный полк ночных бомбардировщиков. В его лётном парке были самолёты Р-5 – старенькие кукурузники, которые тоже работали на Победу во время войны. Их изымали из ДОСААФ и направляли на фронт. Техника, конечно, была не слишком совершенна: самолёты ломались, терпели крушение. Об этом не любили говорить и каждую такую потерю сопровождали тайной.

Однако нет ничего скрытого, что не стало бы явным. Об одном таком крушении Р-5 узнал Григорий Иванович Гесь. Многим горожанам, интересующимся историей, не нужно представлять его, Героя Советского Союза, в честь которого на улице Победы установлена мемориальная доска. Дружбу с Гесем водил Сергей Иванович Рудаков, в чьих дневниковых записях сын Александр и нашёл историю о таинственной пропаже самолёта.

В дневнике говорилось, что авиакатастрофа произошла в 1942 году. Два лётчика, возвращаясь с боевого задания на тыловой аэродром, разбились южнее Павловского Посада. Странным в этой истории было то, что самолёт и останки лётчиков почему-то искали нехотя и в результате не нашли.

При жизни Григорий Иванович обращался в компетентные органы, но там ему деликатно посоветовали эту историю не копать. Гесь решил самостоятельно вести поиски и вместе с приятелем Рудаковым объехал старожилов в деревнях, расположенных южнее Павловского Посада, но поиски успехом не увенчались. Однако подтверждение информации об упавшем самолёте нашлось у краеведа Александра Перегудова – он узнал её от одного старого лесника, которому части разрушенного самолёта попались в болоте. Но и визит к смотрителю леса не принёс плодов –пожилой мужчина не смог подсказать точные координаты.

Григория Геся не стало в 1968-м. Сергей Рудаков ушёл из жизни через 20 лет. Однако поиски затерянного в болотах Р-5 не прекратились – их ведут электростальские поисковики после того, как рукопись Рудакова-старшего попала к ним в руки.

Поисковики сделали несколько запросов о безвозвратных потерях 618-го полка. В период с 1 апреля по 17 июня 1942 года фигурируют шестеро. Судьба четверых понятна – самолёты повреждены на площадках. Два оставшихся бойца – Георгий Александрович Раскатов и Григорий Фёдорович Сорокин – не вернулись с боевого задания 29 мая 1942 года. В Книге Памяти о них есть краткая информация: лейтенант Раскатов, 1918 г.р., призван из Свердловской области (г. Нижний Тагил), а сержант Сорокин, 1919 г.р., – из Новосибирской. Оба значатся пропавшими без вести.

Справка из архива Минобороны воодушевила электростальцев. В ней приводятся такие факты: «По рапорту № 03 от 5.6.42 г. (секретно) вышеуказанный экипаж самолёта Р-5 предположительно погиб 29.5.42 г. при крушении самолёта южнее г. Павлов-Посад Московской обл.». Об этом говорят результаты проверки в период с 30 мая по 4 июня сорок второго – поиск упавшего самолёта-разведчика проводила 1-я рота авиационного обслуживания НБАП. К сожалению, к рапорту не прилагаются карты, но поисковики предположили, где примерно покоится самолёт.

- Поиск Р-5 мы ведём уже пятый год, – рассказывает директор Центра патриотического воспитания Дмитрий Сухарев. – Летом стараемся выезжать каждые выходные – площади очень большие... Осмотр ведём металлодетектором. Если что-то обнаруживаем, вскрываем трясину, проверяем щупами глубину. Работа идёт не вхолостую: находим много воронок – следы деятельности нашего зенитного полка, который отгонял немцев; в воронках – осколки снарядов.

Хочется верить, что секрет павловопосадского болота откроется нашим поисковикам. Ведь разгадана же тайна судьбы того экипажа Р-5. Значит, и сам самолёт однажды «вынырнет» из трясины. Но это будет другая история...

Наталья ЛЕЖНЁВА.

Электростальская афиша

Партнеры

Архив