Другие формы бытия

29 сентября 2017 года в 07:20:30

В зале сменных экспозиций Историко-художественного музея – персональная юбилейная выставка Александра НЕРЕТИНА «Палитра дней и впечатлений». Работы художников-современников в этих стенах редкость, впрочем, автор – по профессии музейный реставратор. Работает в ГМИИ им. А.С. Пушкина, преподаёт на реставрационном отделении Суриковского института и рисует в свободные часы во время командировок по городам и весям или выездов на практику со своими студентами.

В экспозиции – графика примерно за пятилетний период, самая недавняя – выполнена в Курске: в тамошнем музее Александр Неретин занимался реставрационными работами. В 2016-м побывал со студентами на практике в Поленове, на Оке; есть также несколько прошлогодних зимних пейзажей, привезённых из командировки в Омск: лютый мороз, короткий день, долгая ночь. Ещё одна серия графики – дань 20-летнему сотрудничеству с музеем Серпухова, где Александр Васильевич бывает не реже раза в неделю, занимается, в том числе и со студентами восстановлением икон и масляной живописи…

«Палитра дней и впечатлений» – это в основном пленэрные работы (в некоторых случаях начатые на натуре и завершённые в мастерской). Материал – пастель, самый что ни на есть подходящий для походных условий. Мотивы графики – в основном подчёркнуто непритязательные: подворотня, выезжающий из-за поворота трамвай, уходящая в лес дорога, домишко-развалюха, купа деревьев среди луга… Впрочем, о мотивах и не задумываешься – просто идёшь вслед за художником и благодарно смотришь его глазами. В послесловии к самому знаменитому из своих романов Владимир Набоков определил эстетическое наслаждение как особое состояние, при котором ощущаещь себя – как-то, где-то, чем-то – связанным с другими формами бытия, где искусство (то есть любознательность, нежность, доброта, стройность, восторг) есть норма. Именно так чувствуешь себя в окружении работ Александра Неретина.

В них нередко отмечают реминисценции из французских художников конца XIX – начала XX столетия – Моне, Матисс, что сам автор объясняет так: работаю в музее, перед глазами постоянно серьёзные мощные произведения, и это, несомненно, влияет на мировоззрение, характер познания цветовых соотношений, рисунок. Вероятно, у каждого, добавляет он, возникают мысли: а дай-ка, сделаю, как тот или иной из великих. Но в этом случае выйдет разве что схоже. Когда же творишь и не задумываешься быть похожим, а просто вкладываешь душу, – вот тогда и получается.

Сорок лет, с 1977-го, с выпуска из художественного училища памяти 1905 года, Александр Васильевич и его жена Елена – реставраторы. Многие годы работали в Оружейной палате Московского Кремля, в Кирилло-Белозерском монастыре, Великом Устюге и многих-многих других музеях. Александр Неретин рассказывает, как недавно реставрировал икону «Страшный суд» XVII века, которая сейчас уже помещена в экспозицию Серпуховского музея: «Когда восстанавливаешь, приводишь в порядок то, что было сильно разрушено, и наносишь последние штрихи тонировки, душа радуется».

«Я всегда был твоим поклонником, – говорит сын, Алексей, – и когда сам рисую, часто смотрю твои работы». В замечательной семье Неретиных дети (есть ещё дочь Анастасия), наверное, не могли не стать художниками. На подходе третье поколение – внуки Тимофей и Лиза. Ничего удивительного, если и они пойдут вслед за старшими.

Ксения БОРИСОВА. Фото автора.

Электростальская афиша

Партнеры

Архив