Из быта в бытие

27 июня 2018 года в 05:21:20

«Сегодня Электросталь стала одним из центров культуры Российской Федерации, поскольку в городе открывается выставка художника, уникального по талантливости и значимости для нашего искусства», – произнёс в качестве вступления распорядитель вернисажа, художник Юрий Богачёв. В сказанном нет ни малейшего преувеличения: в галерее «Лубр» – выставка Анатолия ЛЮБАВИНА, народного художника РФ, вице-президента Российской академии художеств, ректора Московского художественного института им. Сурикова, лауреата премий ЦК ВЛКСМ и Ленинского комсомола.

Поздравить автора пришла заместитель главы администрации Марианна Кокунова. «Как замечательно, что в нашей жизни есть минуты культурного наслаждения», – отметила она и поблагодарила Анатолия Любавина за предоставленные для экспонирования в городе работы и за поддержку во время недавнего открытия после капитального ремонта Детской художественной школы.

Анатолий Александрович родился в Подольске, окончил художественную школу, а впоследствии училище памяти 1905 года и факультет графики Суриковского института. На протяжении многих лет последовательно работал как график и именно в таком качестве однажды выставлялся в Электростали. Его совместная с женой, Ниной Ивановной, экспозиция размещалась в Центральной городской библиотеке.

В «Лубре» представлена живопись, серия из двадцати работ, которые объединяет тема «Художник и модель», или – иначе и ближе по сути – «Художник и муза». Тема для живописцев – вечная, и, по словам самого художника, её можно признать одной из интерпретаций разговора об искусстве.

По словам Юрия Богачёва, Анатолий Любавин, объездив полмира, вовсе не нуждается для работы в экзотических впечатлениях – пишет то, что его окружает: милая домашняя атмосфера, культ семьи, жены, детей. Тема нынешней экспозиции тоже, в сущности, камерная, однако, как отметил заслуженный художник России Виктор Орлов, она звучит гимном ценности жизни в искусстве и человеческой жизни вообще.

Спонтанно возникший на вернисаже разговор об искусстве позволил публике оценить не только достоинства Любавина-художника, но попасть под обаяние его ума, искренности, человеческой теплоты. Вот ряд эпизодов беседы.

«Давно сам не видел эти работы, – признаётся Анатолий Александрович, – они стояли упакованными. А сейчас смотрю – и хочется подойти, кое-что переделать... Художник должен быть живым; он дышит, он ошибается. Всегда говорю студентам: не бойтесь ошибиться; невозможно сделать хорошо, пока не сделаешь плохо».

Совсем недавно, в мае, рассказывает Анатолий Любавин, к нему обратился журналист с просьбой прокомментировать происшествие в Третьяковской галерее: некто повредил полотно Репина «Иван Грозный и сын его Иван», мотивировав свой поступок недостоверностью изображённого на картине исторического факта. Первое, что просилось на язык: да что же тут комментировать – этот человек сумасшедший. А потом, добавляет художник, я задумался: может быть, следует учить зрителя понимать структуру искусства, а не пересказывать бесконечно сюжеты и биографии персонажей. Сюжет той же «Боярыни Морозовой» ограничен (мы уже знаем, чем кончится). Но есть заложенная художником тайна, которая не в сюжете, а в пластической структуре произведения, и она неисчерпаема. Поэтому мы приходим смотреть на картину Сурикова раз за разом и неизменно видим её по-новому.

Представленная на выставке серия живописи решена в условно-обобщённой, далёкой от натуралистичности манере. Недоумённые вопросы (если не упрёки) на эту тему время от времени приходится выслушивать каждому автору, в той или иной мере отступившему от академизма. «Верно, да скверно», – напоминает Анатолий Александрович присказку легендарного педагога Академии художеств Павла Чистякова (1832–1919), учителя Серова, Сурикова, Врубеля, Васнецова, Репина, Поленова и многих других знаменитых. «Изобразить, как на фото, – поясняет художник, – и получится бытовуха. Из неё надо выделить бытие, то есть не срисовать, а НАРИСОВАТЬ. Взгляните на учебные рисунки Пикассо: всё верно, виртуозно выполнено, но нет музыки, тайны, любви, волшебства».

Для тех, кто ещё не побывал на выставке: и музыка, и волшебство, и тайна, и любовь – всё это в работах Анатолия Любавина в избытке. И, к слову, даже последовательных приверженцев академического направления в живописи пленяет исходящий от этих холстов свет нежности, гармонии, радости. Галерея «Лубр» (пр.Ленина, 33/15) открыта ежедневно, без выходных, с 16:30 до 19 часов. Кирилл ИВАНОВ. Фото автора.

Электростальская афиша

Партнеры

Архив