Лица и мифы

19 октября 2018 года в 03:31:53

В зале МВЦ на ул. Чернышевского, 38 в минувшую пятницу открыта юбилейная выставка Александра и Светланы Ильичёвых. Авторы – муж и жена, сверстники, и на двоих им исполнилось 120, век плюс два десятилетия, прожитые столь неугомонно и наполненно, не только творчески, что, кажется, и на несколько веков достанет.

Скажем точнее, выставок не одна, а две (невозможно свести столь разные работы в одну экспозицию), названные «Лица» и «Мифы» – лаконично, стильно, интригующе. Собственно, таковы же и выставки.

С Александром Ильичёвым электростальская публика хорошо знакома по персональным выставкам и коллективным, где его огромные портреты (только лица!) невозможно не заметить – они зачастую становятся композиционным стержнем экспозиции. Ну и забыть невозможно из-за сильнейшего эмоционального впечатления.

На открытии выставки художник Юрий Богачёв предположил, что масштабность портретиста Ильичёва (формат полотен, самого изображения и живописных приёмов) – от его сибирских корней, в Сибири родился, учился, жил. География мест, где проходили выставки Александра и где в музеях, галереях, частных коллекциях находятся его работы, впечатляет: от столицы до Сибири, от Европы до Америки. Ещё обширнее его интернет-аудитория: предельное по условиям социальных сетей число контактов во всех концах земного шара.

И хотя большинство работ в нынешней экспозиции знакомы по выставкам или репродукциям в соцсети, собранные вместе они производят сильнейшее впечатление. Огромное число лиц, глаз, глядящих на тебя с портретов: современники, живущие в разных странах и полушариях, названные порой просто по имени, а то и вовсе безымянные, писатели, художники, музыканты, мудрецы, спортсмены, живые и ушедшие… Почему художник пишет именно так, как добивается столь впечатляющего эффекта, – загадка, и отнюдь не техническая: для всех желающих на выставке крутится видеоролик, где в ускоренном темпе демонстрируются этапы создания портрета.

Впрочем, в основе сюжета ролика лежит шутка. Художник приходит в мастерскую, ложится на топчан и засыпает, а над портретом работает тем временем его, ну скажем, двойник, эфемерная сущность… Вопросы, как Александр Ильичёв делает ЭТО, исчезают сами собой, не правда ли? Тайна творчества – ни отнять, ни прибавить.

Нечто подобное сказала на вернисаже о своих работах – «Мифах» в технике лоскутного шитья – и Светлана: «Спрашивают, как вы это делаете? Как? Да обычно – шью. Но, вероятно, есть ещё нечто другое в этом простом занятии». По образованию она преподаватель-концертмейстер, около десяти лет проработала в экспозиционном отделе Музейно-выставочного центра, текстильным дизайном увлеклась в последние годы. Неоднократно становилась лауреатом всероссийского фестиваля «Лоскутная мозаика России», а в прошлом году победила в региональном конкурсе «Лоскутная радуга Подмосковья».

Кстати, одна из первых серий работ Светланы, где проявилась, была нащупана ее собственная, ни на кого не похожая манера, называлась «Петроглифы» и была выполнена по рисункам Александра Ильичёва. Чета Ильичёвых – трудоголики, однако и здесь Светлана признаёт первенство мужа: если бы не жила всю жизнь с ним, вряд ли за творчество взялась – его преданность своему делу подвигает рядом живущего на небезделье, на поиск.

Ксения БОРИСОВА. Фото автора.

Электростальская афиша

Партнеры

Архив