Тринадцать минут с Глинкой

9 июня 2017 года в 03:22:53

Выставка «Партитура фильма» открылась в мае в зале МВЦ на ул. Чернышевского. В экспозиции – эскизы к мультипликационной ленте «Михаил Иванович Глинка» из серии «Сказки старого пианино» (автор идеи, сценарист и продюсер – Ирина Марголина). Этот проект, знакомящий детей с биографиями и творчеством великих композиторов, возник в творческом тандеме белорусских и российских мультипликаторов, но стал, по сути, транснациональным. Некоторые серии сняты британскими и американскими режиссёрами. Каждая 26-минутная серия состоит из двух новелл (в «паре» с Глинкой идёт Штраус). Мультфильмы очень разнообразны по сюжету – от эпизода до полного, насколько возможно в 13-минутной ленте, очерка жизни и творчества композитора. Именно такой подход избран в новелле «Глинка». Разнообразна и мультипликационная техника: от классической рисованной, в большей или меньшей степени стилизованной, до кукольной и песочной анимации. Обо всём этом рассказал на вернисаже режиссёр-постановщик и один из художников мультфильма «Глинка» Александр Гурьев. Сами по себе представленные на выставке эскизы – замечательная тонкая графика. Стилистическое решение – минимально стилизованное, близкое к реалистическому изображение – выбрано художницей Татьяной Никитиной. Однако этот подход трудоёмок настолько, что одному художнику выполнить весь объём работы не под силу. Так что в создании фильма участвовали около трёх десятков художников и накопилось огромное количество графического материала, который жалко было просто положить на полку. Так и возникла эта экспозиция, уже побывавшая в десятке городов. Рисунки, по словам Александра Анатольевича, намеренно представлены на разных стадиях работы: от первых карандашных набросков до подкрашенных изображений и, наконец, детально прорисованных отдельных сцен или персонажей. Таким образом словно приоткрывается сложный и кропотливый процесс создания классической рисованной анимации: трудно вообразить, что стопа рисованных листов – материал для съёмки всего лишь одной полуторасекундной сцены, которую может попросту не заметить невнимательный зритель. Зато внимательный будет вознаграждён сполна. В фильме множество прелестных трогательных деталей, одна из которых – кот, прокравшийся в комнату, где Глинка сочиняет оперу «Руслан и Людмила», и севший на подоконник, глядя на полную луну, на ночной Петербург. Не иначе как двойник кота учёного из пушкинской поэмы... В фильме – выразительный, образный закадровый текст в прекрасном, задушевном исполнении Егора Бероева. Текст не придуман: его источник – завершённые самим композитором незадолго до смерти мемуары, удачно интерпретированные создателями мультфильма. Смотреть его хочется бесконечно, и одно из слагаемых такой притягательности для зрителя, несомненно, подбор музыки и её исполнение. Главная музыкальная тема – «Камаринская» плюс ещё ряд фрагментов: из «Жаворонка», вальсов, ноктюрнов, романсов Глинки. Проект «Сказки старого пианино» – просветительский, вовсе не коммерческий, с соответствующим бюджетом, не позволяющим платить за использование записей известных музыкантов. Поэтому, например, фортепианные отрывки в «Глинке» сыграла учитель музыки Наталья Купцова; кантату в честь премьеры оперы «Иван Сусанин» исполнили звукорежиссёры мультфильма (оба профессиональные вокалисты), а Любовь Казарновская и Юрий Ростовский любезно позволили бесплатно использовать свои записи романсов Глинки. К сожалению, газетный формат не позволяет передать всего, о чём рассказал гостям вернисажа Александр Гурьев. В утешение тем, кто не поспел на открытие выставки, добавим: Александр Анатольевич обещал ещё приехать в Электросталь, а возможно, и не раз. О дате творческой встречи «Молва» постарается сообщить своим читателям. Ксения БОРИСОВА. Фото автора.

Электростальская афиша

Партнеры

Архив