Благовещенье - праздник надежды

12 апреля 2021 года в 03:00:04

Православные христиане 7 апреля отмечают двунадесятый праздник – Благовещение Пресвятой Богородицы. А на следующий день Святая Церковь чествует Архангела Гавриила, посланника Божия, принесшего Деве Марии благую весть. Этим значимым событиям посвящается наша сегодняшняя проповедь.

Надежда – это слово очень многое значит для всех нас. Обычно мы даже не задумываемся, насколько нам важно надеяться и не терять надежды. И если всё же решим поразмышлять, что же значит для современного человека надежда, то увидим, что в нашем мире, который переполнен планами на завтра, суетой, бесконечной спешкой, радостями и печалями, именно надежда занимает одно из главных мест. Практически любая область нашей жизни наполнена ею, хотя порой мы и не осознаём этого.

Согласно «Новой философской энциклопедии», «Надежда – ожидание блага, осуществления желаемого. В античности не было единого представления о ценностном значении надежды. Негативное ценностное значение надежды обусловливалось тем, что она воспринималась как иллюзия, добровольный самообман. Однако из представления об иллюзорности не всегда делался вывод о том, что надежда является злом». Всё же мы понимаем, что это не то чувство, которым мы можем управлять. Так получается, что надежда живет в сердце каждого из нас – даже в мрачные времена, которые связаны с разными факторами: трудностями на работе, проблемами в личной жизни или болезнью, именно надежда не позволяет нам опускать руки, и человек продолжает бороться.

Булат Окуджава пишет:

В земные страсти вовлечённый,

я знаю, что из тьмы на свет

однажды выйдет ангел чёрный

и крикнет, что спасенья нет.

Но простодушный и несмелый,

прекрасный, как благая весть,

идущий следом ангел белый

прошепчет, что надежда есть.

Благовещение неспроста называется праздником надежды. В тот момент, когда грех вошёл в мир, надежда на восстановление человеческой природы в том виде, в котором её создал Господь, надорвалась. Люди покинули Богом созданный Рай, и даже после своей земной жизни у них не было никакой возможности вернуться в прежние обители. Однако Господь не оставляет человека одного – Он оставляет его с надеждой. С надеждой на то, что однажды произойдёт пришествие в мир Спасителя, который упразднит образовавшуюся между Богом и человеком пропасть. Но прежде этого события пройдёт немало времени, около пяти тысяч лет, и сейчас нам представить трудно, что люди в течение этого времени не могли попасть в Рай.

И вот однажды среди ночи раздаётся голос Архангела Гавриила, который обращён к Деве Марии, и Гавриил возвещает Ей, самой первой среди людей, о том, что время пришло. И огонь надежды разгорелся в душе Марии, и Она произносит воистину наполненные доверием и смирением слова: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему»
(Лк. 1:38).

Казалось бы, быть матерью Того, Кто принесёт спасение миру, – величайший почёт, несказанная радость, торжество! Но ведь это не только «цветы» – это ещё и «шипы», и за радостью приходит понимание, к чему приведёт рождение Богомладенца. А приведёт к Кресту.

В этом году праздник Благовещения приходится на четвёртую седмицу Великого поста – Крестопоклонную, которая напоминает нам о том, что ради нашей вековой надежды, ради человеческого спасения Господь вверяет Себя в руки людей, надеясь на нас. Как Отец надеется на Своё чадо, зная, что хотя Его путь и лежит через Крест, через Гроб, но, самое главное, ведёт этот путь к Воскресению, в котором Господь восстанавливает человеческую природу, приобщая нас к жизни вечной. Аминь.

Святитель Григорий Палама (IV век) такими словами восхваляет Царицу Неба и Земли: «Дева-Матерь является как бы единственной границей между тварным и несотворенным Божеским естеством. И все видящие Бога познают и Ее – как место Невместимого. И все восхваляющие Бога воспоют и Ее после Бога. Она причина и бывших прежде Нее благословений и даров человеческому роду, и Подательница настоящих, и Ходатаица – вечных. Она – основание пророков, начало апостолов, утверждение мучеников, фундамент учителей. Она – слава сущих на земле, радость сущих на небе, украшение всего создания. Она – начало, источник и корень уготованной нам на небесах надежды, которую да сподобимся все мы получить по Ее молитвам о нас».

Иерей Андрей АЛЯСОВ, клирик Вознесенского храма.

Партнеры

Архив