Верой всё преодолеем!

14 октября 2019 года в 01:58:27

14 ОКТЯБРЯ ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ ОТМЕЧАЮТ ПРАЗДНИК ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.

Историческое событие, с которым связан праздник Покрова, произошло очень давно – в X, а возможно, ещё в IX веке. Точной исторической датировки нет. Повествование, дошедшее до нас, рассказывает о жителях древнего Константинополя, чудом спасшихся от смерти, уготованной им варварами, пришедшими разграбить этот богатый город. Надеяться на собственные силы было бессмысленно – их не было. И тогда, окружённые кровожадными врагами, прячась за городскими стенами, всю свою надежду люди обратили к Небу. И Небо отозвалось – люди были спасены. Покров – это праздник о спасении через веру. О спасении верой. 

Да, тогда Небо отозвалось. Но сколько подобных случаев в человеческой истории оканчивалось иначе. Сколько рушилось защитных стен и сокрушалось городских ворот. Сколько людей так и не смогло избежать смерти. Если задумываешься о жизни людей, смотришь на человечество отстранённо, то поражаешься, как много в его существовании бессмыслицы. Люди вою­ют и мирятся, а затем воюют снова. Строят, а потом разрушают то, что построили. Живут и умирают. Если отлететь от нашей планеты на значительное расстояние, так, чтобы для глаз она стала размером с лесной муравейник, чем тогда покажется жизнь людей на ней? Как сказал древний мыслитель: «Суета сует – всё суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки» (Книга Екклесиаста, 1: 2–4).

Но ещё трагичнее то, что от появления на свет до самой своей смерти человек одинок. В психологии есть понятие экзистенциального одиночества. Одиночества существования. Это тягостное чувство замкнутости внутри самого себя, в своём внутреннем мире, проникнуть в который не может никто. Тот, кто ночью поднимал глаза к небу и долго всмат­ривался в необъятный океан звёзд над своей головой, кто задумывался о человеческой ничтожности перед лицом этой разверзающейся бездны, тому, возможно, знакомо это чувство абсолютного одиночества в огромной, наполненной бесчисленными мирами вселенной. Человек одинок в своей жизни. Одинок всегда. У него есть близкие, родители, друзья, возлюбленная. Но на самом деле он один. Всегда есть граница, непреодолимая прозрачная стена, через которую мы смотрим на окружающих нас людей, а они, из-за своих стен, на нас. Но это только зрительный контакт. Выход за стену невозможен. «Между нами и вами утверждена великая пропасть, – толкует апостол Лука, – так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк. 16:26). Даже самые близкие и родные, даже те, кто любит нас больше жизни, не могут перейти через это препятствие. Они всегда остаются на расстоянии. Дальше или ближе, иногда, может быть, очень близко, но всегда – на расстоянии.

Что же делать этой страдающей пылинке вселенной – человеку, осознавшему и свою ничтожность, и своё одиночество, и своё бессилие пред лицом неразрешимых вопросов, пред лицом надвигающейся смерти? Есть ли выход? Есть ли спасение? Отчаявшиеся отвечают: «Нет. Смирись и спокойно умри. Исчезни. Как не было тебя когда-то, так пусть не будет тебя и потом. Ты зачем-то сверкнул на пространстве тёмной и необъятной бездны и, пожалуй, это твоё появление было лишним». Какой страшный ответ! «Да, – говорят отчаявшиеся, – страшный, но единственно возможный». Но так ли? А как же те, кто не смирились? Те, кто утверждают, что бездна не бесконечна и выход есть. Те, кто верят. И вот здесь опыт одних становится против опыта других. Опыт пустоты и отчаяния против опыта веры и встречи.

Да, мы, верующие, говорим, что у вселенной есть смысл. Есть замысел. Что человек не случайно появился в результате движения и саморазвития вещества, а вызван к существованию высшей волей. Любящей волей. Одиночество человека не приговор. Непроницаемая стена, надёжно скрывающая ото всех наше подлинное «Я», может быть преодолена. Преодолена Тем, Кто создал нас. Обычно мы называем Его Богом, но это наименование только словесный ярлык, который мы прикрепили к общему, известному бесчисленному количеству людей опыту, выразить и чётко определить который не так просто.

Некоторые отвергают этот опыт встречи, общения с Высшим как выдумку и самообман, но, скорее всего, потому, что сами не испытали его. А ведь Он был с человечеством всегда, всю его жизнь. Он помогал человеку побеждать ужасы первобытной жизни в холодных и мрачных пещерах. Он был с ним в первых построенных городах, центром которых всегда было место, где этот опыт человек воплощал в различных образах, облекал в слова, ограждал стенами построек, позднее названных храмами. Он вдохновлял человека, когда тот воздвигал пирамиды и придумывал первые законы. Рождал музыку и слагал поэ­тические гимны. Этот опыт лежит в основе самой человеческой цивилизации. В основе самого человека. Человека как такового. Утратив его, отказавшись от него, человек утратил бы самого себя. Перестал бы быть собой. Исчез.

Итак, вот где спасение человека. Вот где ответ на мучащие его вопросы. Вот где преодоление его экзистенциального одиночества. В опыте веры. Вера окрыляет и возносит над всеми страхами и тревогами земной жизни. Вера лечит раненые души. Вера даёт цель и смысл жизни. Верой всё преодолеем! «И сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1Ин. 5:4). Аминь.

Священник Вячеслав ФРОЛОВ, клирик Вознесенского храма.

Партнеры

Архив