Объединение возможностей

21 февраля 2021 года в 11:34:41

Создание образовательных комплексов в Электростали – не просто обсуждаемый вопрос, это – реалии уже сегодняшнего дня. Какими могут быть образовательные комплексы в нашем городе, какие возможности они дадут – на эти вопросы ответила начальник управления образования Елена МИТЬКИНА.

 

- Елена Ивановна, само слово «комплекс» – это объединение. Почему сегодня стоит задача их создания?

- Сформулируем по-другому. Сегодня, как и всегда, стоит задача обеспечить каждому ребенку право на качественное образование, независимо от места жительства, право на обучение квалифицированными учителями в оснащенных школах и на удовлетворение его образовательных потребностей и интересов. То есть в любой школе ребенок должен  получить знания, навыки и, как сейчас принято говорить, компетенции, которые помогут ему стать успешным человеком XXI века. Вот наша цель. А это значит, что перед нами стоит задача – создать такие условия и так организовать процесс, чтобы получить этот результат. Нужно понимать, что образовательные комплексы создаются не ради комплексов, во главе угла – ребенок, его потребности.

Всё наше школьное и дошкольное образование должно реально соответствовать ФГОС. Во всех школах должны работать квалифицированные учителя. Естественно, везде нужны профили в старшей и предпрофильное образование в основной школе – это, образно говоря, путёвка в жизнь для каждого выпускника. Цифровизация образования, использование цифровых технологий, мультимедийной техники сегодня необходимы как воздух. Ну и конечно, индивидуальный подход, о котором мы много говорим, но, к сожалению, далеко не везде он физически может реализоваться. Это то, что должно быть. Но, увы, на данный момент действительное не соответствует желаемому, тем задачам, которые перед нами ставятся. Даже в наших относительно ровных успешных школах результаты ОГЭ, ЕГЭ, уровень функциональной грамотности сильно отличаются.

- Но ведь наши школы всегда отмечаются в числе лучших в области, и для этого в городе ведется серьезная работа?

- Мы много вкладываем в школы: строим, ремонтируем, обучаем учителей, закупаем оборудование. Мы хотим при максимальных вложениях в процесс получать максимальное качество образования. Оно действительно выше среднего по области, но не максимально возможное. У нас большое представительство в топ-100 лучших школ области, а вот в топ-10 нет ни одной. Мы понимаем, что, находясь в теперешнем состоянии, мы свои возможности по повышению качества образования исчерпали, достигли потолка. Сейчас образование должно быть направлено не только на получение базовых знаний, но и на всестороннее развитие учащегося. Функциональная грамотность – вот сегодняшний индикатор качества образовательных систем с точки зрения их эффективности. Это способность школьника применять предметные знания и базовые навыки для решения повседневных задач, умение комплексно решать проблемы в ситуациях, выходящих за рамки учебного пространства. 

Наши школы работают над этим уже давно, но сегодня и детские сады должны быть включены! Единое образовательное пространство, единые подходы к образованию, снятие барьеров при переходе детей в первый класс и реальная преемственность в программах – всё это повысит стартовые возможности ребенка, позволит ему стать успешным в школе, поступить в вуз своей мечты и реализовать себя в профессии. При этом и самостоятельность школ, и самостоятельность детских садов, их уникальность сохраняются, как и свобода их действий и развития.

- Существует опыт создания комплексов, на который можно опираться?

- И уже очень давний, проверенный временем. Работа в Московской области началась с 2000 года – в Серпухове был создан и успешно работает Губернский колледж, который включает в себя не только сам колледж, но и детсад и школу. С 2016-го комплексы массово создаются уже в 36 субъектах России. И у нас в Электростали процесс объединения маленьких, рядом расположенных детских садов начался в 2014 году. За эти семь лет количество муниципальных образовательных учреждений как юридических лиц сократилось на 25 % – с 72 до 54, даже с учётом строительства четырех новых садов и включения четырех образовательных учреждений Стёпанова. Произошло в том числе объединение вечерней школы и 19-й, объединение трех коррекционных школ-интернатов, объединение детского сада и школы № 13.

Давайте признаемся – многие даже не заметили этих организационных преобразований: все дети на своих местах, педагоги тоже, режим работы не изменился. Всё потому, что мы не закрыли ни одного детского сада, сохранили все здания, чтобы дошкольное образование дети могли получать в шаговой доступности от своего дома. Работали планово: объединяли ресурсы и покупали современное оборудование, пособия, вырабатывали единые подходы к образованию, сохраняя уникальность и специфику каждого учреждения. И есть результат – качество знаний (другими словами, число хорошистов и отличников) в школах за это время выросло на 13 %. Значит, наш алгоритм действий оказался правильным. Но сегодня этого недостаточно – нужна динамика, движение вперед. Иначе мы откатимся назад. Ведь требования к образованию повышаются.

- Какова сегодняшняя ситуация?

- Если говорить о Подмосковье, то с 1 сентября этого учебного года создан уже 101 комплекс. У нас в Электростали сейчас 22 школы, школа-интернат, 31 детский сад. Общее количество школьников – 16 484; детей, посещающих детские сады, – 7138. По качеству образования 17 электростальских школ входят в зеленую зону, пять – в желтую. Школ в красной зоне нет три года подряд.

- Что изменится с объединением в образовательные комплексы, и когда это произойдет?

- С начала нового учебного года, то есть с 1 сентября 2021-го,
в электростальской системе образования станет 21 юридическое лицо – это 18 школ, два детских сада, школа-интернат. Задача-максимум – все школы должны быть в зеленой зоне по качеству образования! Все здания сохраняются, для детей режим работы, место учебы не меняется. Педагоги работают на своих местах.

Есть несколько моделей образовательных комплексов. Если коротко, школа-сад обеспечит преемственность между дошкольным и школьным уровнями, комфортный переход в первый класс, общие педагогические подходы и др. Другая модель – школа-школа-сад – помимо комфортного перехода детей из сада в школу, позволит ещё повысить качество знаний, ведь квалифицированные педагоги смогут проводить уроки по сложным темам для всех учащихся комплекса; в команде учителей-предметников будет эффективное разделение труда; для педагогов важно – наставничество, взаимопосещение, бинарные уроки и т. д. Ну и ещё добавим – появятся возможности школы полного дня.

- А как это поможет работать на конечный результат? Что это даст?

- Мы считаем, что – за счёт концентрации ресурсов и новых возможностей – это позволит повысить качество образования минимум на 5 %, а это очень серь­ёзно. Что касается выпускников – у нас каждый третий набрал на ЕГЭ выше 220 баллов. Задача-минимум: чтобы половина выпускников показала такой результат. 220 баллов и выше – это реальная возможность поступить в хороший вуз на бюджет.

Ожидаем роста уровня функциональной грамотности – у нас в целом сейчас он соответствует среднему по области, но для нашего города этого мало, да и по разным школам большие расхождения, причем независимо от статуса. У дошкольников появятся новые возможности для развития, новые кружки качественного дополнительного образования в своем детском саду.

- Приведет ли к экономии сокращение числа субъектов?

- Экономические эффекты в этом вопросе совершенно точно не на первом плане: образование всегда было и остается главным социальным обременением государства. У нас финансирование нормативно-подушевое. Обучение каждого ребенка обходится в определённую сумму, которая полным рублём приходит в школы, в сады и там остается. Задача здесь – при тех же затратах сделать образование эффективнее и качественнее. Нужно использовать плюсы: единый план финансово-хозяйственной деятельности на несколько зданий, свободное перераспределение денежных средств между зданиями в пределах одного фонда оплаты труда, перераспределение денежных средств внутри комплекса с учетом потребностей (например, приобретение более дорогостоящего оборудования, интерактивных досок, игрового – в садики). Использование же материально-технической базы разных зданий создаст условия для реализации инновационных проектов, расширения спектра образовательных услуг, последнее должно привести к росту зарплаты учителей.

- Но ведь одно из опасений педагогов как раз, что заработная плата может уменьшиться…

- Снять эти риски помогут гранты Московской области, которые выдаются при объединении школ, условие – выполнение показателей, в которые входят качество образования, зарплата учителей, соотношение педагогических и руководящих работников. Кадровый момент очень важен. Наша задача – не потерять людей! Ведь по большому счету неважно, какая у человека должность. Важно, как он реализуется в ней и сколько получает. И задача стоит – именно увеличить зарплату педагогам. Да, пока не все сотрудники готовы к работе в условиях реорганизации, но мы – вместе, в сотрудничестве с Министерством образования – их обучаем. Понятно, что сегодня могут испытывать тревогу и работники, и родители детей. Поэтому мы ведем большую предварительную работу. Самое главное, все должны понять, что в первую очередь мы исходим из интересов ребенка, его успешности. Естественно, опираемся на социальный заказ, учитываем пожелания родителей. Для нас это – плановая и продуманная работа.

Подготовила Наталья Володина.

 

Партнеры

Архив