Энциклопедия о любви

23 августа 2012 года в 03:00:13

До сих пор, наверное, трудно сказать, не только почему это стало делом всей жизни, но и вообще, почему увлекло в детстве? Как-то не сильно вяжется с мальчишками, правда? – рассматривать фотографии артистов, с интересом вчитываться в их биографии.

Но именно один из выпусков когда-то выходившей серии «Актеры советского кино» и определил судьбу Алексея Тремасова. «Моими первыми героями, – с удовольствием выговаривает он известные всем имена, – стали Любовь Орлова, Петр Глебов, Зоя Федорова…».
- Так все-таки, Алексей, как все начиналось?
- Так и начиналось. Я стал пытать свою маму – расскажи, каких ты знаешь актеров, смотрел все фильмы, которые шли по ТВ, узнавал новые имена, потихонечку запоминал. Потом это просто вылилось в какую-то манию собирательства. Шли 80-е годы, тогда еще продавались открытки актеров, я покупал, кто-то мне что-то отдавал, попадались и более старые открытки. И свою первую энциклопедию я сделал классе в 9-м или 10-м. Сейчас трудно представить себе – написал ее от руки, красивыми печатными буквами! А фотографии вырезал из журналов, до сих пор эта книга у меня хранится как реликвия. Потом я ее много-много раз переписывал, потому что открывал для себя новых актеров. И это, между прочим, не только начало – на таком любительском уровне я работал много лет. Честно говоря, и не думал никогда, что этим можно заниматься профессионально. Только этим и больше ничем…
Поэтому, как и все, ходил на работу, но после работы бежал домой чуть ли не бегом. Весь мой досуг был этому посвящен – актерам, кино, изу-чению публикаций. И только в 2004 году случился какой-то перелом. Мы с женой ездили на спектакль по приглашению одной актрисы, с которой я переписывался в интернете, потом я взял у нее интервью. Начало истории такое красивое, правда? (улыбается – Н.Н.) Но первое интервью, увы, не стало моей первой удачей. Конечно, я тогда переживал и даже думал – своим ли делом занялся? К счастью, это меня не остановило, наоборот, первая неудача стала толчком к дальнейшей работе.
- Это может стать ободряющими словами для всех начинающих! Сейчас вы работаете много и успешно, как удается справляться с огромным количеством материала?
- У меня есть помощник, или вернее сказать так – мы соавторы по энциклопедии. С Мариной Кравченко мы стали переписываться в интернете, и оказалось, что занимаемся одним и тем же делом, то есть буквально: я делаю свою энциклопедию, она – свою. Она также любитель, закончила физмат, до сих пор работает по своей специальности – преподает в вузе. А к тому моменту она со своей книжкой уже пришла в Гильдию актеров кино России, там сказали – хорошая идея, будем помогать. И Марина написала мне – не хотите ли стать моим соавтором. Это все 2004-й год. А первый мой «выход в свет» состоялся в феврале 2005 года. Нас с Мариной пригласили на отчетноперевыборную конференцию Гильдии актеров. Для меня это был шок! Я пришел туда и попал буквально в телевизор – кругом одни артисты, не знаешь, куда спрятаться, в какой угол отойти. Куда бы я ни повернулся, натыкался взглядом на какое-то известное лицо. Ну хотя бы представьте: первые, кого я увидел, – Римма Маркова и Зинаида Кириенко, они шли в коридоре под руку. Поднимаюсь по лестнице – Тамара Семина, Татьяна Самойлова, Александр Пороховщиков, Наталья Фатеева… Я на самом деле не знал, куда себя деть. Чувствовал себя жутко, ну просто жутко неловко! Но, конечно, справился с собой и даже к кому-то подходил с вопросами.
На тот момент мы уже плотно занимались книгой – сразу решили, что ни в коем случае не будем брать информацию из интернета, все будем узнавать и перепроверять только у самих артистов. Что мы до сих пор и делаем – звоним актерам, объясняем, что хотим избежать ошибок, неточностей. В основном, все идут навстречу. Представьте, мы столкнулись с тем, что даже у очень известных актеров, о которых, казалось бы, все и всем давно известно, случаются нестыковки в разных публикациях. Причем, и у современных – Ирины Апексимовой, например, и у ушедших – взять Бориса Андреева, Петра Алейникова. Ошибки, и довольно часто, встречаются даже в справочниках, являющихся канонами, эталонами.
- Помните какие-то встречи, истории, которые больше всего потрясли?
- Я уже могу написать книгу, как делал книгу. Я видел вживую, не на экране, наверное, всех, каких только возможно, актеров. Ведь помимо того, что мы делаем энциклопедию, я работаю и отдельно – собираю материал, пишу статьи. К сожалению, многих героев моих статей уже нет в живых. Хочу сказать, что они, актеры того поколения, очень отличаются от наших новых звезд. Совершенно другие: открытые, гостеприимные, радушные, фактически у всех, у кого брал интервью, я был дома. Одна из самых незабываемых встреч, если уж вы так просите особых впечатлений, наверное, встреча с Семеном Фарадой. Я позвонил его супруге Марине Полицеймако все с той же целью, чтобы уточнить какую-то информацию, к моему удивлению, она пригласила меня к ним в гости. Меня провели на кухню, накормили вкуснейшими блинами. Семен Львович уже был нездоров, его кресло прикатили в кухню. Мы с ним не общались, ему неловко было, что чужой человек увидит, как трудно ему говорить, просто сидели рядом. Марина Витальевна мне подписала открытку от него. А для книги Марина Витальевна рассказала мне еще и о своем отце – известном ленинградском актере, всю жизнь служившем в БДТ. Дала фотографии – не сама выбирала, позволила мне копаться в семейном архиве!
Ну или, например, встреча с Натальей Рычаговой, у которой я тоже был дома… Многие из вас вспомнят эту актрису по фильму «Офицеры». В 2006-м году после тяжелой болезни скончалась ее дочь, в 2010 году ушел из жизни супруг актер Алексей Инжеватов, в 2011 году – умерла сама актриса. И вот в прошлом году меня пригласили в известнейшее ток-шоу – ведущий задает вопрос: «Вы видели, что она плохо жила, пила, что в квартире у нее грязь?..» Как я мог такое сказать? Я этого не видел, нормальная квартира, конечно, небогато – обычно. Откуда взяться роскоши, если люди давно по профессии не работают, не снимаются, воспитывают внука…
- Это вышло в эфир?
- Естественно, вырезали, вообще большую часть того, что я говорил, вырезали, потому что я говорил, видимо, не то, что нужно. К сожалению, у нас многое преподносится как скандал. Поэтому мне хочется писать правду – в статьях, в книге. Моя позиция, а в отношении энциклопедии и позиция моего соавтора Марины Кравченко, жесткая и строгая: никакой желтизны абсолютно. Зная, что у нас очень много информации, нам предлагают – давайте напишем, кто чей муж, кто чья жена, кто чьи дети. Твердо – нет, изначально нашей позицией стала академичность, а одной из наших главных целей было – вспомнить как можно больше актеров, независимо от их популярности, количества фильмов, главных ролей, неглавных... Интересно, что когда звонил каким-то не самым известным актерам, всегда была небольшая пауза, и мне задавали вопрос: «А я-то тут причем, что я такого сделал, что вы меня помещаете в энциклопедию?» И я объяснял – у нас цель вспомнить всех, и неважно, что у вас мало фильмов или роли маленькие. Вы же, когда шли в профессию, хотели играть Гамлета или Анну Каренину? Пусть сложилось по-другому, но это не значит, что вы плохой артист!
- Правда, много неизвестных фамилий!
- А это оттого, что вспоминают обычно знаменитых, народных, а остальных как бы не существует – но какой фильм ни возьми, везде актеры второго плана, везде эпизоды, и без них картины просто не будет! Например, возьмем известных актрис-эпизодниц. Одна из самых снимаемых в эпизодах – Валентина Березуцкая. Ну, Любовь Соколову должны знать все – а ведь она тоже снималась в основном в эпизодах. Потрясающая артистка-эпизодница Валентина Ананьина! Имя, может, и не так много вам скажет, но увидите на улице – обязательно узнаете! Ни в какие справочники она никогда не попадала. В первую очередь мы и работали с артистами, по которым меньше всего информации.
- Первый том энциклопедии – всего от «А» до «Д», а книжка увесистая!
- Сначала планировалось, что сделаем два тома, но материал так разросся, что сейчас вместо двух томов получается четыре! С просьбой помочь с изданием мы обращались во многие организации и к частным лицам: в Госкино, в Госдуму, к Иосифу Кобзону, в мэрию Москвы. Везде идею встречали с восторгом, но дальше этого не шло. Деньги на издание получили, когда я уже потерял всякую надежду, что книгу выпустим – помог директор Музея кино Наум Клейман, передал часть спонсорских средств. Это оказалось – процентов 70 от нужной суммы. И Марина Кравченко, мой соавтор, вложила свои собственные деньги в издание книги. Но и второй том уже сверстан, по букву «Л». После многолюдной и звездной презентации первого тома в Доме кино прозвучало и что успешные артисты могут поучаствовать в сборе средств. Известный актер и депутат Евгений Герасимов со сцены сказал, что если бы наши актеры перечислили по тысяче рублей на издание второго тома, то нам бы не пришлось ждать его восемь лет – столько шла книга к печати. А народный артист Юрий Васильев после своего выступления так и вообще просто положил на стол пятитысячную банкноту. Так или иначе, я думаю, деньги найдутся. Будем ждать. Ждать и работать дальше.
Кому будет интересна эта книга? Любому, кто профессионально работает в кино и увлечен им. Ее с удовольствием листают актеры, внимательно – ассистенты, подбирающие исполнителей на роли, историки кино. Уже первый том открывает нам многие неизвестные до сих пор имена. Уже здесь есть уникальная информация, выверены – в архивах, у родных, в бесконечной переписке с адресатами по всему бывшему Советскому Союзу – даты жизни, иначе стояли бы во многих местах только знаки вопроса. Я даже не могу предположить, сколько времени отнимает такая постоянная работа. Каждая свободная минута посвящена страсти, которая, к счастью, теперь стала профессией. (А ведь есть семья, растет дочь. Ну тут, правда, все нормально. Жена Екатерина не просто понимает мужа, сама так же одержима работой – она педагог, заместитель директора школы, и этим все сказано. Настоящий педагог не просто работает, живет своей профессией!) Когда закрылся магазин, где Алексей работал менеджером по закупкам, он счел это знаком. И поступил на работу в Музей кино, начинал лаборантом, сейчас – научный сотрудник. Учится во ВГИКе, на заочном. Да, трудновато, но интересно и, главное, очень нужно.
Алексей Тремасов входит сегодня, по мнению профессиональных киноведов, в число лучших российских фильмографов современности. Официального рейтинга, конечно, нет, но на фестивале архивного кино Госфильмофонда, на различных мероприятиях его фамилия звучит где-то в первой тройке таких специалистов. Свидетельство тому и интересные предложения – например, о работе над справочником всех существующих фильмов российского производства. Ну и, конечно, только что вышедший первый том «Актеров отечественного кино» – справочник, энциклопедия, как хотите. А на мой взгляд – книга о любви. О любви к кино.
Наталья НАУМОВА.

P.S. В сентябре презентация энциклопедии «Актеры отечественного кино» пройдет в Электростали. О месте и дате ее проведения газета «Молва» сообщит – не пропустите!


Партнеры

Архив